суббота, 4 апреля 2015 г.

О технологии отбора фотографий



У меня, как и у многих других фотографов, часто возникает задача отобрать из нескольких кадров лучший. Разные условия съёмки вынуждают иногда делать несколько кадров одного и того же объекта. Я снимаю много пейзажей, поэтому часто выполняю брекетинг по экспозиции. Ещё чаще делаю дубли с разной дистанцией фокусировки, так чтобы четко захватить разноудалённые объекты. На моей фототехнике не всегда удаётся высчитать и точно установить гиперфокальное расстояние, и хотя я пользуюсь DoF-калькулятором (калькулятором глубины резкости), обычно всё равно делаю несколько дублей с различными ручными корректировками. Аналогично приходится делать дубли, если в кадре присутствует, или может присутствовать, движение – будь то ветер, колышащий ветви, или моргающие люди.
Оценить полученные кадры в полевых условиях обычно не представляется возможным или просто неразумно тратить на это драгоценное время, пытаясь вглядеться в дисплей фотоаппарата. Дома (или в офисе) это сделать намного проще. Просматривая фотографии брак обычно видно сразу. Очень легко отбирать фотографии по вариантам композиции. Немного сложнее выбрать лучший экспонированный кадр. И самое сложное для меня – это оценить и выбрать из нескольких почти идентичных кадров тот, что имеет наибольшую резкость.
Для оценки этого надо соблюсти как минимум два условия: первое – просмотр должен быть обязательно в сто процентном масштабе и без всяких улучшателей. Второе – две или более картинок должны отображаться либо сразу друг за другом, либо одновременно с возможностью перемещения по холсту места просмотра. Стопроцентный масштаб умеют показывать все просмотрщики – в этом нет проблемы, а вот найти программу, корректно отображающую несколько файлов для меня оказалось сложностью.
Казалось бы, что проще - открыть файл в RAW конвертере и посмотреть. Но, если взять Adobe Camera Raw/Bridge/ или бесплатный аналог RawTherapee, то можно воочию убедиться в том, что они отлично показывают один кадр, но чтобы переключиться на другой, им необходимо потратить определенное время. Более того, на большинстве доступных мне машин, не являющимися супербыстрыми по производительности, 100%-ое отображение картинки (особенно 24Мб ARW файлов – RAW формат от SONY) происходит в два этапа – сначала отображается «сглаженная» версия картинки, при этом в правом верхнем углу отображается восклицательный знак в желтом треугольнике («идёт процесс загрузки»), и только после этого фотография отображается во всей красе (или её отсутствии). Этой задержки загрузки/декодирования хватает, чтобы глаз «замылился» и потерял возможность адекватно сравнить отображаемую картинку с предыдущей. Переход назад не увеличивает производительности, также как попытки поколдовать с кэшем и другими настройками. Можно загрузить файлы в графический редактор и переключаться между окнами в нём – это уже будет на порядок быстрее – так как декодирование файла будет выполнено на этапе открытия, а не переключения. Но этот способ меня не устраивает, т.к. во-первых, тоже занимает много времени, а во вторых довольно ресурсоёмкий для элементарной задачи просмотра и отбора. И уж тем более не для слабого ноутбука, когда задача очень проста, выбрать кадр и отправить его через Интернет.
Решая задачу поиска программного обеспечения для сравнения фотографий я не нашел богатства выбора. И тем не мене оказалось, что одна из программ, которой я уже давно пользуюсь, умеет это делать: FastStone Image Viewer (http://www.faststone.org/FSViewerDetail.htm) – к тому же бесплатная для домашнего использования. Далее я хочу рассказать как его использовать для решения поставленной задачи. Если кто-то знает другие варианты – буду признателен если вы поделитесь со мной этой информацией.
Итак, FastStone - это довольно удобный, на мой взгляд, просмотрщик графических файлов для платформы Windows. Его не нужно отучать работать с интернет каталогами, как Picasa, он может работать без создания гигантских локальных баз данных (как это делает тот же Bridge или ACDSee). Он удобно настраивается и в нем есть почти все необходимые функции. При старте открывается фактически стандартный для многих вьюверов интерфейс: дерево каталогов, предпросмотр выбранного файла, список доступных файлов в виде миниатюр:

Нажатие Enter переводит программу в режим полноэкранного просмотра. Хочу сказать несколько слов о его особенностях:
1.        Нажатие левой кнопки мыши активирует режим увеличения (Лупа), перемещение мыши в этом случае двигает по холсту зону увеличения. Правая кнопка мыши ассоциирована с вызовом контекстного меню (из которого можно, например, скопировать или переместить отобранный файл («горячая клавиша «C») в другой каталог для последующей его обработки в фоторедакторе. Программа ведет список используемых каталогов, что ускоряет сам процесс отбора).
2.        При перемещении мыши к разным краям экрана появляются «всплывающие окна» слева – это меню редактирования (тут доступен и поворот и обрезка и примитивная цвето-коррекция), сверху – панель миниатюр для быстрой навигации по фотографиям, справа информация по файлу – от EXIF до гистограммы. При этом, в отличии, например от IrfanView (ещё один бесплатный просмотрщик) – это окно никак не мешает переходу от одной просматриваемой фотографии к другой, а информация в ней динамически отображается.
Верхняя панель: 

Левая и правая панели:






При работе с RAW файлами у программы есть особенность. По умолчанию она оперирует интегрированными в файл изображениями предпросмотра. К сожалению, они обычно небольшого разрешения и не отображают весь возможный динамический диапазон исходного отображения. Переключается это в настройках:
 
Теперь приступаем к самому интересному. В стандартном режиме находим нужные нам фотографии и удерживая клавишу Ctrl кликаем левой клавишой мыши по нужным работам. Затем вызываем контекстное меню (правая кнопка мыши) и выбираем «сравнить изображения) или нажимаем горячую клавишу «P»:

Получаем именно то, что нам было нужно: синхронное отображение нескольких работ в 100% масштабе:
Тут можно вывести, а можно убрать дополнительную информацию в виде гистограммы или EXIF. Можно менять масштаб изображения, перемещаться по холсту. Если вы снимали «с рук» и объекты на разных работах смещены – то любое индивидуальное изображение можно сдвинуть независимо от других нажатием и удерживанием правой кнопки мыши (о чем есть подсказка в верхней строке окна).
Нажатием на Enter можно переключиться в полноэкранный просмотр в этом случае будет отображена только одна фотография, но сверху экрана появится панель, на которой будут отображены кнопки с цифрами – нажатием на которые можно выбирать отображение других работ:
 
Соответственно одним из возможных сценариев использование FastStone может быть такой:

  1. Экспортируете фотографии из фотоаппарата на локальный диск. Резервное копирование исходных файлов.
  2. Быстрый просмотр с удалением явного брака и отбором/копированием/переносом части работ в нужные каталоги. Например, я сразу группирую файлы из которых потом будут собираться панорамы, HDR файлы или группы для стекинга по фокусу). Обратите внимание, если вы делаете подобный перенос из Adobe Bridge, то скорее всего вы будете неприятно удивлены, узнав что для несуществующих больше файлов (которые вы перенесли) в кэше бриджа остались закешированные превью, а сам размер кэша может достигать нескольких гигабайт. При этом автоматически, по крайней мере в текущих версиях, бридж свой кэш не очищает. 
  3. Финальная обработка отобранных работ в Raw конвертере с простановкой рейтингов, тэгов и т.п…
Вот такой рабочий процесс. Буду рад за отзывы, конструктивную критику и комментарии.

 



Комментариев нет: